Если кому-то будет интересно самостоятельно изучить постановления двух судебных заседаний вот ссылки на сайт судебных актов РФ:
click here ПЕРВОИСТОЧНИК Постановление № 5-661/2019 от 19 июня 2019 г. по делу № 5-661/2019
Коломенский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения
Постановление г. Коломна ДД.ММ.ГГГГ
Судья Коломенского городского суда Московской области Синева И.Ю., при секретере Тюбаевой А.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Абрамова О.А., его защитника по ордеру адвоката Обухова А.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.15.1 КоАП РФ в отношении
Абрамова Олега Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>,
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении Абрамова О.А. оперуполномоченным <данные изъяты> ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ дело направлено в Коломенский городской суд для рассмотрения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ определением Коломенского городского суда дело возвращено в <данные изъяты>, в связи с допущенными по делу нарушениями, не позволившими принять дело к производству, поскольку, исходя из представленных материалов, невозможно принять по делу законного и обоснованного решения.
После устранения допущенных по делу нарушений, дело ДД.ММ.ГГГГ вновь поступило в Коломенский городской суд для рассмотрения по существу (фактически дело передано судье ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно протоколу об административном правонарушении, Абрамов О.А. обвиняется в том, что осуществлял продажу археологических предметов через сайт <данные изъяты> а именно, ДД.ММ.ГГГГ в нарушении положений ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» продан лот «лом пластики – крестики, пропеллер, включающий обломки старинных крестиков, ДД.ММ.ГГГГ был продан лот «набор инвентаря 15-17 вв.», включающий старинный рабочий инвентарь.
В судебном заседании Абрамов О.А. виновным себя не признал, показав, что изъятые у него археологические предметы он приобретал через различные источники, указать которые не может, данные предметы он не реализовывал, разместив об их продаже объявление в интернете, просто хотел узнать их стоимость, совершение сделки отрицает, на вопрос о местонахождении данных предметов, объявление о продаже которых он разместил, пояснил, что возможно они могут находиться среди изъятых у него вещей.
Абрамов О.А. и его защитник просили прекратить дело об административном правонарушении за отсутствием в действиях Абрамова О.А. состава правонарушения, а изъятые у него предметы вернуть Абрамову О.А. в полном объеме.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, свидетеля, специалиста, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7.15.1 КоАП РФ совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.
Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия).
В соответствии с ч. 11 ст. 36 данного Федерального закона, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» по адресу <адрес> по месту жительства Абрамова О.А. обнаружены предметы, по внешним признакам относящиеся к археологическим, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен, всего 757 предметов. В результате исследования компьютерной техники Абрамова О.А. установлено, что он разместил на сайте «ReviewDetektor.ru объявление о продаже археологических предметов, которые реализовал ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения скриншота страницы свидетельствуют об умысле Абрамова на продажу предметов, которые, согласно заключению специалиста относятся к археологическим, что подтверждено специалистом ФИО7 в судебном заседании. Данные интернет-страницы свидетельствую однозначно о размещении Абрамовым О.А. информации о продаже принадлежащих ему археологических предметов и совершении сделки ДД.ММ.ГГГГ. когда выложена информация о закрытии лота. Размещение данной информации Абрамовым О.А., принадлежность ему страницы, где указанная информация размещена под ником «Коломенский» Абрамову О.А., последним в судебном заседании подтверждено.
Проведенном в ходе производства по делу об административном правонарушении исследованием установлено, что часть изъятых у Абрамова ДД.ММ.ГГГГ предметов являются археологическими (приложение № 2 исследования), часть предметов археологическими не являются (приложение № 3), часть предметов, происхождение которых не может быть с достаточной степенью уверенности связано с археологическими раскопками или находками (приложение № 4).
В ходе рассмотрения дела по существу по делу назначено дополнительное исследование предметов, являвшихся предметом сделки ДД.ММ.ГГГГ Специалистом представлено заключение, в соответствии с которым, предметы, изображенные на скриншоте интернет страницы сайта «<данные изъяты>» под ником «<данные изъяты> в изъятых у Абрамова О.А. предметах, находящихся на хранении в <данные изъяты>, не значатся, что опровергает версию Абрамова О.А. о нахождении данных предметов в числе изъятых. Версия о возможном нахождении у него этих предметов по месту жительства также не нашла своего подтверждения в судебном заседании. Абрамовым О.А. данные предметы суду не представлены.
У суда нет оснований не доверять заключению специалиста, который в своем заключении, подтвержденным им в судебном заседании, указал, что рассматриваемые предметы являются археологическими, несмотря на то, что ему были представлены лишь фотографии данных предметов. Специалист обладает специальными познаниями в рассматриваемой области, имеет опыт исследования аналогичных предметов. По определенным признакам специалист уверенно пояснил, что изображенные на странице в интернете предметы относятся к археологическим, представляющими историческую и культурную ценность.
Выражая несогласие с вмененным административным правонарушением, в рамках судебного разбирательства Абрамов О.А. и его защитник пояснили, что изъятые у Абрамова О.А. предметы были приобретены у неустановленных лиц 10-15 лет назад, т.е. до введения статьи 7.15.1 КоАП РФ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен указанной нормой ФЗ от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который в этой части вступил в силу с 24.07.2014 г.
При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу данного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения установлено и подтверждено Абрамовым О.А., а также специалистом ФИО7, что на ДД.ММ.ГГГГ ни один из изъятых у него археологических предметов не был внесен в соответствующий реестр, сделка с археологическими предметами имела место после введения за это административной ответственности.
Изложенное дает суду основание не согласиться с доводами Абрамова О.А. и его защитника о прекращении настоящего дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях Абрамова О.А. состава административного правонарушения.
Суд не согласен с протоколом об административном правонарушении в части вменения Абрамову О.А. совершение сделки с археологическими предметами ДД.ММ.ГГГГ Дата совершения правонарушения является явно ошибочной, суд рассматривает дело с учетом обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении и не вправе самостоятельно устанавливать обстоятельства правонарушения, входящие в предмет доказывания. Кроме того, предметы, указанные в протоколе, как проданные Абрамовым О.А. по этой сделке, согласно заключению специалиста и показаниям специалиста в судебном заседании археологическими не являются, что исключает наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ в этой части.
С учетом изложенного, суд рассматривает обстоятельства правонарушения, связанные со сделкой от ДД.ММ.ГГГГ
Суд соглашается с доводами защиты, что на момент принятия решения по делу срок давности привлечения Абрамова О.А. к административной ответственности истек.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Административное правонарушение, которое выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, не является длящимся, срок давности по нему в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть со дня заключения конкретной сделки.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку судом установлено отсутствие оснований для прекращения в отношении Абрамова О.А. дела по реабилитирующему основанию (отсутствие состава правонарушения), суд на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращает в отношении него дело за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку совершенная им сделка датируется ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Как указано выше, часть вещей, изъятых у Абрамова О.А. (приложения № 3 и 4 к заключению специалиста) археологическими предметами не являются либо невозможно установить достоверно их принадлежность к таким предметам, к обороту они не запрещены, что подтверждено специалистом в судебном заседании, с учетом изложенного, в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ (вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации), они подлежат возвращению Абрамову О.А.
Однако часть предметов изъятой у него коллекции признаны заключением специалиста археологическими, представляющими культурную ценность. Данное заключение является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку получено в рамках проверки по факту незаконного оборота археологических предметов в отношении Абрамова О.А.
Как указано выше, в соответствии со ст. 36 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от 23.07.2013 года № 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены, доказательств законности приобретения и времени приобретения изъятых у него предметов, Абрамовым О.А. и его защитником не представлено.
КоАП РФ не допускает возможности лишения имущества лица, производство по делу в отношении которого прекращено. Исключением являются положения ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, предусматривающие, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, что в рассматриваемом случае согласуется с приведенными выше положениями ч. 11 ст. 36 и пункта 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия.
Суд, разрешая судьбу изъятых у Абрамова О.А. культурных ценностей, относящихся к археологическим предметам, исходит из незаконности владения Абрамовым О.А. данными предметами, имеющими статус изъятых из незаконного оборота, судьба которых решается на основании вышеприведенных положений ст. 3.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 п. 2 ст. 29.9, ст. 29.10, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, суд
Постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.15.1 КоАП РФ в отношении Абрамова Олега Анатольевича на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения его к административной ответственности.
Изъятые по акту обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ следующие археологические предметы, указанные в приложении № 2 заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, хранящиеся в 4 <данные изъяты>, обратить в собственность Российской Федерации, передав их в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации:
Копию постановления направить Абрамову О.А. для сведения, в 4 <данные изъяты>, Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации для исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Ю. Синева
Суд:
Коломенский городской суд (Московская область) (подробнее)
Судьи дела:
Синева И.Ю. (судья) (подробнее)