On-line:гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Наш девиз: Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности!

АвторСообщение
администратор




Сообщение:105
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:08.03.13 01:13.Заголовок:Открытый лист




ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ (ОТКРЫТЫХ ЛИСТОВ) НА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее соответственно - разрешения (открытые листы), археологические полевые работы).
2. Разрешения (открытые листы) выдаются Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) на право проведения следующих видов археологических полевых работ:
а) проведение на земельных участках (частях поверхности земли) или участках водных объектов научно-исследовательских, изыскательских, а также локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 кв. метров, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности (археологические разведки);
б) проведение научных исследований объектов археологического наследия в целях их изучения и сохранения, проводимые посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок (археологические раскопки).
Регламентацию археологических полевых работ осуществляет Росохранкультура по согласованию с Российской академией наук.
3. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ (далее - работодатели).
4. Для получения разрешения (открытого листа) физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, должно обладать научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ, а также иметь:
а) высшее профессиональное образование по специальности "история" или "музейное дело и охрана памятников" или послевузовское профессиональное образование по специальности научного работника (аспирантура) "археология";
б) предшествующий стаж практич

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -6 [только новые]


администратор




Сообщение:106
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:08.03.13 01:14.Заголовок:ПОЛОЖЕНИЕ о порядке ..


ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выдачи разрешений (Открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в обл. охраны культурного наследия от 3 февраля 2009 г. N 15

http://www.archaeolog.ru/media/otkr_listy/Rosohrankultura-polojenie.doc



1. Настоящее Положение определяет порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее соответственно - разрешения (открытые листы), археологические полевые работы).

2. Разрешения (открытые листы) выдаются Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в обл. охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) на право проведения следующих видов археологических полевых работ:
а) проведение на земельных участках (частях поверхности земли) или участках водных объектов научно-исследовательских, изыскательских, а также локальных земляных работ с общей пл.ю раскопов не более 20 кв. метров, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности (археологические разведки);
б) проведение научных исследований объектов археологического наследия в целях их изучения и сохранения, проводимые посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок (археологические раскопки).
Регламентацию археологических полевых работ осуществляет Росохранкультура по согласованию с Российской академией наук.

3. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ (далее - работодатели).

4. Для получения разрешения (открытого листа) физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, должно обладать научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ, а также иметь:
а) высшее профессиональное образование по специальности "история" или "музейное дело и охрана памятников" или послевузовское профессиональное образование по специальности научного работника (аспирантура) "археология";
б) предшествующий стаж практической работы по выявлению или изучению объектов археологического наследия не менее 3 лет;
в) навыки составления отчета о выполненных археологических полевых работах и ведения полевой документации.

5. Для получения разрешения (открытого листа) физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения (далее - заявитель), представляет в Росохранкультуру заявление о выдаче разрешения (открытого листа) (далее - заявление), в котором указываются:
а) фамилия, имя и (если имеется) отчество заявителя, место его жительства и почтовый адрес, а также данные паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность;
б) должность и место работы заявителя, в том числе полное наименование и организационно-правовая форма работодателя, место его нахождения и почтовый адрес;
в) вид археологических полевых работ, на право проведения которого испрашивается разрешение (открытый лист);
г) место и сроки проведения заявителем археологических полевых работ на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа);
д) название объекта археологического наследия, на котором заявитель намерен проводить археологические раскопки или место проведения археологической разведки в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений об объекте археологического наследия или планирования мероприятий по обеспечению его сохранности;
е) перечень прилагаемых документов.

6. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи и методы исследования;
б) ходатайство работодателя о выдаче заявителю испрашиваемого им разрешения (открытого листа);
в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем или в нотариальном порядке;
г) копия документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о работодателе, заверенная его руководителем или в нотариальном порядке;
д) копия второй и третьей страниц паспорта гражданина Российской Федерации;
е) копии документов (аттестаты, дипломы, свидетельства, сертификаты и др.), подтверждающих наличие у заявителя научных познаний, а также образования и навыков, указанных в пункте 4 настоящего Положения;
ж) сведения о проводившихся заявителем в течение последних 3 лет археологических полевых работах (если имеются), в том числе:
о ранее выданных заявителю разрешениях (открытых листах);
о передаче заявителем в Российскую академию наук отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации для хранения в составе Архивного фонда Российской Федерации;
з) документы, подтверждающие принятие Российской академией наук научных отчетов о выполненных заявителем археологических полевых работах в соответствии с ранее выданными разрешениями (открытыми листами) (если имеются);
и) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа) (полное наименование организации, ее юридический и фактический адрес, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, телефон или, в случае если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (если имеется) отчество, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер (для индивидуальных предпринимателей), телефон);
к) копия договора или оферты о проведении археологических полевых работ, которые намерен выполнить заявитель на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа) (если их заказчиком не является непосредственно работодатель).

7. Росохранкультура не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.
Заявитель по своему усмотрению вправе представить в Росохранкультуру иные документы, не предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, которые могут иметь значение для принятия решения о выдаче указанному заявителю разрешения (открытого листа).

8. В случае одновременного обращения в Росохранкультуру двух и более заявителей - работников одного работодателя указанные заявители могут направить или представить документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 6 настоящего Положения, в одном экземпляре.
В случае, когда археологические полевые работы намерены совместно проводить два и более заявителей, то при одновременном направлении или представлении ими заявлений указанные заявители могут направить или представить в Росохранкультуру документы, указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 6 настоящего Положения, в одном экземпляре.

9. Росохранкультура при поступлении заявления с прилагаемыми к нему документами проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящим Положением.
В случае выявления несоответствия заявления или прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктами 5 и 6 настоящего Положения, указанные заявление и документы в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления в Росохранкультуру возвращаются почтовым отправлением или вручаются заявителю с уведомлением в письменной форме о причине возврата.
В случае устранения причин несоответствия заявления или прилагаемых к нему документов указанным требованиям заявитель имеет право повторно обратиться с заявлением в Росохранкультуру.

10. После принятия заявления с прилагаемыми к нему документами Росохранкультура проводит проверку:
а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленном им заявлении и прилагаемых к нему документах;
б) соответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 3 и 4 настоящего Положения;
в) соответствия представленной заявителем документации, обосновывающей проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации и научной обоснованности проведения археологических полевых работ.

11. В целях проведения проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, Росохранкультура вправе запрашивать у Российской академии наук и безвозмездно получать копии ранее составленных заявителем отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации либо заключения о полноте и объеме выполненных археологических полевых работ, подготовленных на основе изучения отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации.

12. В целях проведения проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, Росохранкультура направляет в Российскую академию наук копии заявления и прилагаемых к нему документов для подготовки заключения о научной обоснованности планируемых археологических полевых работ.

13. В ходе проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, Росохранкультура может проводить консультации с заявителем, его работодателем или заказчиком археологических полевых работ с целью получения необходимых разъяснений по представленным заявителем документам, а также приведения их в соответствие с установленными требованиями.

14. На основании результатов проверки, указанной в пункте 10 настоящего Положения, с учетом заключения Российской академии наук, Росохранкультура в течение 30 дней с даты принятия заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заявителю разрешения (открытого листа).

15. Основанием для отказа заявителю в выдаче разрешения (открытого листа) является:
а) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 3 и 4 настоящего Положения;
б) выявление в представленном заявлении или прилагаемых к нему документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
в) несоответствие документации, обосновывающей проведение заявителем археологических полевых работ на основании испрашиваемого разрешения (открытого листа), законодательству Российской Федерации и научной регламентации археологических полевых работ;
г) нарушение ранее заявителем требований научной регламентации археологических полевых работ, сроков передачи после их выполнения обнаруженных культурных ценностей, отчета или полевой документации.

16. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения об отказе в выдаче разрешения (открытого листа) Росохранкультура направляет или вручает заявителю уведомление в письменной форме с указанием причины отказа. При этом заявление и прилагаемые к нему документы заявителю не возвращаются и остаются на хранении в Росохранкультуре.
Заявитель вправе оспорить в судебном порядке решение об отказе в выдаче ему разрешения (открытого листа).

17. В случае устранения причин, повлекших за собой отказ в выдаче разрешения (открытого листа), заявитель имеет право повторно представить заявление с прилагаемыми к нему документами в порядке, установленном настоящим Положением.

18. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения о выдаче разрешения (открытого листа) Росохранкультура направляет или вручает заявителю разрешение (открытый лист) и направляет его копию в Российскую академию наук.
Разрешения (открытые листы) оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, подписываются руководителем Министерства культуры (его заместителем) и заверяются печатью Министерства культуры.

19. Разрешение (открытый лист) действительно в течение указанного в нем срока, который не может превышать один год со дня его выдачи.
Действие разрешения (открытого листа) прекращается в случае прекращения отношений держателя разрешения (открытого листа) с работодателем, по ходатайству которого выдано разрешение (открытый лист).
В случае необходимости завершения археологических полевых работ Росохранкультура по ходатайству держателя разрешения (открытого листа) вправе принять решение о продлении действия разрешения (открытого листа). Срок продления устанавливается приказом руководителя Министерства культуры, копия которого, заверенная Росохранкультурой, в 5-дневный срок направляется или вручается держателю разрешения (открытого листа), а также направляется в Российскую академию наук.

20. В случае утраты разрешения (открытого листа) Росохранкультура в 5-дневный срок с даты поступления письменного обращения держателя разрешения (открытого листа) направляет или выдает ему заверенную Росохранкультурой копию утраченного разрешения (открытого листа) с указанием всех его прежних реквизитов и пометкой "дубликат".

21. Росохранкультура на своем официальном сайте в сети Интернет в 7-дневный срок публикует следующую информацию о выданных разрешениях (открытых листах) и их дубликатах:
а) номер разрешения (открытого листа);
б) фамилия, имя и (если имеется) отчество держателя разрешения (открытого листа);
в) срок действия разрешения (открытого листа).

22. Росохранкультура в соответствии с правилами организации документооборота осуществляет учет выданных разрешений (открытых листов) и их дубликатов, а также учет и хранение представленных заявителями и полученных по запросам Министерства культуры документов.

23. Росохранкультура вправе приостановить или досрочно прекратить действие разрешения (открытого листа) в следующих случаях:
а) наличие обращения держателя разрешения (открытого листа) о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
б) наличие обращения работодателя, по ходатайству которого выдано разрешение (открытый лист), о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
в) вступление в законную силу соответствующего решения суда.

24. В обращении о приостановлении действия разрешения (открытого листа) должен быть указан срок, на который Росохранкультуре следует приостановить действие разрешения (открытого листа).

25. Росохранкультура вправе приостановить действие разрешения (открытого листа) в случае, если при проведении на основании разрешения (открытого листа) археологических полевых работ было допущено нарушение порядка их проведения.
При принятии решения о приостановлении действия разрешения (открытого листа) Росохранкультура обязана установить срок устранения допущенного нарушения, который не может превышать 3 месяца.

26. В случае устранения в установленный срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия разрешения (открытого листа), Росохранкультура в 10-дневный срок принимает решение о возобновлении действия разрешения (открытого листа).
До принятия решения о возобновлении действия разрешения (открытого листа) Росохранкультура вправе провести на месте выполнения археологических полевых работ проверку устранения допущенного нарушения.

27. Срок действия разрешения (открытого листа) на время приостановления его действия не продлевается.
В случае необходимости завершения приостановленных археологических полевых работ Росохранкультура по ходатайству держателя разрешения (открытого листа) вправе принять решение о продлении действия разрешения (открытого листа) на срок, не превышающий время приостановления его действия. Срок продления устанавливается приказом руководителя Министерства культуры, копия которого, заверенная Росохранкультурой, в 5-дневный срок направляется или вручается держателю разрешения (открытого листа), а также направляется в Российскую академию наук.

28. В случае если в установленный срок не устранено нарушение, повлекшее за собой приостановление действия разрешения (открытого листа), Росохранкультура принимает решение о досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа).

29. Росохранкультура вправе досрочно прекратить действие разрешения (открытого листа) в случае, если при проведении на основании разрешения (открытого листа) археологических полевых работ было допущено нарушение законодательства Российской Федерации.

30. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа) Росохранкультура направляет или вручает соответствующие уведомления в письменной форме:
а) держателю разрешения (открытого листа);
б) работодателю, по ходатайству которого было выдано разрешение (открытый лист);
в) заказчику археологических полевых работ.

31. Держатель разрешения (открытого листа) или работодатель вправе оспорить в судебном порядке решение о приостановлении или досрочном прекращении действия выданного ему разрешения (открытого листа).

32. Росохранкультура на своем официальном сайте в сети Интернет в 5-дневный срок с даты принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешений (открытых листов) публикует следующую информацию:
а) дата и номер решения о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
б) номер разрешения (открытого листа), в отношении которого принято решение о приостановлении или досрочном прекращении действия;
в) фамилия, имя и (если имеется) отчество держателя разрешения (открытого листа), в отношении которого принято решение о приостановлении или досрочном прекращении действия.

33. Держатель разрешения (открытого листа) при проведении археологических полевых работ обязан учитывать правовой режим земель, на которых им выполняются археологические полевые работы.

34. Держатель разрешения (открытого листа) обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до начала археологических полевых работ направить (или вручить) уведомление об археологических полевых работах в письменной форме с указанием срока проведения археологических полевых работ:
а) в уполномоченный в обл. охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ;
б) в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение:107
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:08.03.13 01:15.Заголовок:Открытый лист ..


Открытый лист
документ на право производства раскопок и разведок археологических памятников (См. Археологические памятники) в СССР. В дореволюционной России О. л. выдавались Археологической комиссией в Петербурге; после Октябрьской революции 1917 — Главнаукой Наркомпроса РСФСР в Москве. Согласно постановлению Советского Министерства СССР от 14 октября 1948 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» О. л. в РСФСР выдаются АН СССР (Институтом археологии), в союзных республиках — республиканскими АН или другими научными учреждениями. О. л. выдаются сроком на один год только лицам, получившим специальную практическую подготовку для проведения самостоятельных полевых археологических исследований, с обязательным представлением научных отчётов о всех произведённых работах. Самовольные раскопки археологических памятников в СССР запрещены.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение:395
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:08.06.13 00:52.Заголовок:Информация о выдаче ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение:518
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:17.06.13 00:37.Заголовок:ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОД..


ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК И РАЗВЕДОК И ОБ ОТКРЫТЫХ ЛИСТАХ

(Утверждено Ученым Советом Института археологии РАН 23 февраля 2001 г.)



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Научная регламентация всех археологических раскопок и разведок, производимых на территории Российской Федерации, возложена на Российскую академию наук (Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865. Статья 49). Эту деятельность осуществляет ее центральное археологическое учреждение – Институт археологии РАН.

1.2. Полевые археологические исследования (раскопки и разведки) могут производиться лишь в научных, охранных и учетных целях специализированными научными и научно-реставрационными учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями и государственными органами охраны памятников истории и культуры.

1.3. Руководство полевыми археологическими работами осуществляется исследователями, имеющими специальную подготовку, владеющими современными методами ведения раскопок и разведок и фиксации их итогов в форме научного отчета.

1.4. Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии у исследователя специального разрешения – Открытого листа на производство полевых археологических исследований, в пределах, установленных этим документом (Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры, статья 47). Открытый лист является единственным документом, дающим право ведения раскопок и разведок, и не может быть заменен каким-либо другим документом.

1.5. Открытые листы на право производства археологических раскопок и разведок на территории России выдаются Институтом археологии РАН.

1.6. Самовольные раскопки без Открытого листа рассматриваются как умышленное уничтожение или порча памятников археологии. Самовольные разведки (в том числе проведение археологических экспертиз при согласовании землеотводов) являются серьезным нарушением законодательства. Виновные в этом лица, а также руководители учреждений и организаций подлежат привлечению к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 243 и другие документы).



2. ОТКРЫТЫЕ ЛИСТЫ

2.1. В зависимости от характера полевых археологических исследований Открытые листы имеют четыре формы:

Форма № 1 – на право производства раскопок памятников археологии и разведок их.

Форма № 2 – на право производства разведок с частичным вскрытием небольших участков (до 20 кв. м) памятников с разведывательными целями.

Форма № 3 – на право производства разведок без производства каких-либо земляных работ на памятниках.

Форма № 4 – на право производства охранных раскопок памятников, разрушаемых при строительно-земляных работах или находящихся в аварийном состоянии.

Открытые листы по формам №№ 1 и 4 выдаются на раскопки конкретных памятников археологии, Открытые листы на производство разведок – с указанием конкретных административных регионов.

2.2. Открытые листы выдаются по заявкам государственных учреждений, организующих и ведущих экспедиционные археологические изыскания, на имя исследователя, указанного в заявке.

2.3. Заявка на выдачу Открытого листа должна быть подана в Институт археологии РАН не позднее, чем за два месяца до начала полевых работ. Исключения допускаются только в случаях необходимости срочного исследования разрушаемых памятников.

2.4. В заявке на выдачу Открытого листа должна содержаться следующая информация:

а) Фамилия, имя, отчество, служебное положение и ученая степень исследователя, на имя которого запрашивается Открытый лист.

б) Форма запрашиваемого документа.

в) Наименование памятников, на которых планируются раскопки, с указанием их местонахождения по современному административному делению и современного состояния.

г) Названия регионов разведок с указанием административных районов и субъектов РФ.

д) Обоснование ведения планируемых работ (решение конкретной научной темы; раскопки с охранными целями, составление археологической карты, учет и паспортизация памятников и др.).

е) Объем планируемых раскопочных работ, связь их с производимыми ранее.

ж) Предполагаемый характер разведок (сплошное обследование региона, поиски памятников определенной категории и др.).

з) Предполагаемые сроки полевых изысканий.

и) Источники финансирования и стоимость планируемых работ.

к) Учреждение, куда будут сданы археологические коллекции.

В заявке на выдачу Открытого листа формы № 4 должна быть дана характеристика состояния разрушающегося памятника и указаны причины, степень и интенсивность разрушения.

2.5. К заявке на археологическое исследование памятников архитектуры должно быть приложено письмо-согласование Государственного органа охраны памятников истории и культуры Субъекта РФ с информацией о том, что археологические работы на памятнике скоординированы с архитектурно-реставрационными.

2.6. Если Открытый лист испрашивается на имя лица, впервые приступающего к самостоятельным полевым изысканиям, то к заявке должна быть приложена рекомендация археолога-профессионала, под руководством которого соискатель в течение не менее двух экспедиционных сезонов прошел необходимую практическую подготовку и овладел методами современной полевой археологии. В рекомендации должны содержаться конкретные данные о полевой работе соискателя.

2.7. Заявка на выдачу Открытого листа рассматривается в двухмесячный срок. Открытый лист может быть выдан на исследования согласно заявке или на ограниченный объем полевых работ. Может быть и отказано в выдаче Открытого листа

2.8. Основанием для отказа в выдаче Открытого листа или ограничения объема полевых работ могут быть:

а) Нецелесообразность проведения полевых работ на указанных в заявке памятниках с точки зрения общих задач археологических исследований или охраны археологического наследия.

б) Слишком большой объем заявленных полевых работ, что может отрицательно отразиться на качестве исследования.

в) Выдача Открытого листа на тот же памятник или регион другому исследователю.

г) Недостаточный уровень профессиональной подготовки лица, на имя которого запрашивается Открытый лист.

д) Применение исследователем, на имя которого запрашивается Открытый лист, несоответствующих современным требованиям методов ведения полевых изысканий, ведущих к утере части научной информации или к порче памятников.

е) Превышение исследователем объемов работ, разрешенных предыдущим Открытым листом, проведение работ на памятниках или в районах, не предусмотренных Открытым листом и т.п.

ж) Несоответствие современным требованиям научного отчета, представленного исследователем по предыдущему Открытому листу.

з) Непредставление исследователем в срок научного отчета по предыдущему листу.

и) Непредставление справки о передаче коллекций в соответствующее учреждение.

к) Нарушение исследователем требований настоящего Положения.

2.9. Обо всех случаях отказа в выдаче Открытого листа или ограничения объема полевых работ Институт археологии РАН письменно информирует об этом учреждение, подавшее заявку, с указанием мотивов отказа или ограничения.

2.10. В целях координации производства археологических раскопок и разведок с Государственными органами охраны историко-культурного наследия, осуществляющими учетно-охранные функции, перед началом полевых изысканий Открытый лист в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Государственном органе охраны памятников того Субъекта Российской Федерации, на территории которого предстоит выполнить археологические работы.

По завершении полевых изысканий исследователь обязан представить в учреждение, где был зарегистрирован Открытый лист, краткую информацию о всех обследованных памятниках и результатах раскопок.

2.11. Неиспользованный Открытый лист по истечении срока его действительности возвращается в Институт археологии РАН с сопроводительным письмом учреждения, запрашивавшим его, в котором указываются причины непроизводства запланированных раскопок и разведок.





3. ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ПОЛЕВЫЕ АХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Учреждение, организующее экспедиционные археологические исследования и запрашивающее Открытый лист на их производство, несет ответственность за качество выполнения полевых работ.

3.2. Учреждение, ведущее полевые исследования, несет ответственность за своевременность представления и качество отчетности о выполненных работах.

3.3. Научные отчеты о результатах полевых исследований визируются руководством учреждения (подписью и печатью), организовавшим их.

3.4. Учреждению, произведшему археологические раскопки и разведки, принадлежит исключительное право на использование научного отчета об их результатах, поскольку он является произведением, выполненным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (Закон РФ об авторском праве и смежных правах. 1995. Статья 14).



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, ПОЛУЧИВШЕГО ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ

4.1. Исследователь, получивший Открытый лист, обязан до начала полевых работ зарегистрировать этот документ в Государственном органе охраны памятников истории и культуры Субъекта РФ, на территории которого запланированы изыскания.

4.2. При проведении археологических раскопок и разведок исследователь обязан непосредственно руководить ими, не покидая мест их ведения в течение всего полевого сезона. Возможны лишь кратковременные отлучки по уважительным причинам. Передоверение руководства раскопками и разведками другому лицу воспрещается. Если работы одновременно ведутся экспедицией на нескольких объектах, исследователь обязан запросить дублирующие Открытые листы на исследователей, ведущих каждый объект.

4.3. По завершении полевых работ исследователь обязан представить краткую информацию о результатах изысканий в Государственный орган охраны памятников истории и культуры того Субъекта РФ, в котором производилась регистрация Открытого листа.

4.4. В процессе полевых работ исследователь обязан содействовать охране памятников археологии, принимать меры к пресечению самовольных раскопок других действий, влекущих за собой разрушение памятников, прибегая для этого к содействию государственных органов.

4.5. При выявлении в ходе археологических разведок ранее неизвестных памятников исследователь обязан для последующей постановки их на государственный учет письменно известить об этом Государственный орган охраны памятников истории и культуры Субъекта РФ, на территории которого находятся эти памятники. Копия этой информации помещается в научном отчете.

4.6. По завершении камеральной обработки вещевых материалов, полученных при раскопках и разведках, исследователь обязан передать их на постоянное хранение в государственный музей или иное государственное хранилище древностей, оформив это соответствующим документом.

4.7. Исследователь обязан представить в Институт археологии РАН научный отчет о результатах полевых изысканий прошедшего полевого сезона, составленный в соответствии с требованиями настоящего Положения, и его краткую аннотацию (около 1 страницы) для включения в информационную базу данных.

4.8. Автору научного отчета принадлежит авторское право на это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (Закон РФ об авторском праве и смежных правах. 1995. Статья 14). В этой связи исследователю принадлежит право:

а) Публикации под своим именем отчета или его части, а также материалов, полученных при полевых изысканиях.

б) Приглашать соавторов при опубликовании отчетных и вещевых материалов.

в) Разрешать другим лицам опубликовать отчетные материалы или часть таковых, а также отдельные вещевые находки или группу их.

4.9. Исследователь имеет право дать рекомендацию на получение Открытого листа лицу, подготовленному им к самостоятельным полевым работам. Рекомендатель несет ответственность за качественное выполнение полевых изысканий в течение первых двух полевых сезонов. Если окажется, что лицо, впервые приступившее к самостоятельным полевым исследованием, ведет их на низком методическом уровне, то рекомендателю делается замечание, и он лишается на определенный срок права дачи рекомендаций.

4.10. Исследователь обязан представить информационную статью для ежегодника “Археологические открытия”.



5. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВЕДКИ

5.1. Разведки – научное обследование памятников археологии с целью обнаружения и первоначального полевого изучения новых, а также получения современных данных о ранее выявленных.

5.2. Всяким полевым исследованиям должно предшествовать ознакомление с литературными, архивными и музейными материалами, касающимися памятников и территорий, на которых предполагается проведение исследований.

5.3. В процессе разведки для каждого памятника (в том числе местонахождения) должны быть выполнены:

а) Описание с полной характеристикой его географического положения, отношения к соседним водоемам и населенным пунктам, рельефа и топографических особенностей, формы, размеров, состояния поверхности (наличие на нем построек, деревьев, ям и других повреждений, осыпей и т.п.), площади распространения находок, а также мощности и содержании культурного слоя, если на памятнике имеются обнажения его или если в процессе разведок производилась шурфовка. В характеристике должны содержаться сведения об упоминании памятника в литературе и архивных материалах, о названии и понимании памятника местным населением, об его использовании и сохранности.

б) Ситуационный план местности, который должен детально характеризовать место расположения памятника, давать возможность нанести его на топографическую карту; иметь конкретные, легко находимые на местности ориентиры, позволяющие в дальнейшем легко обнаружить памятник.

в) Топографический план памятника (в масштабе не менее 1:1000 в зависимости от величины памятника), охватывающий территорию, необходимую для понимания геоморфологической ситуации, с рельефом, переданным горизонталями, отражающими все особенности памятника и местности. Также в обязательном порядке наносятся растительные зоны, строения, все повреждения поверхности, все раскопы, шурфы и зачистки, произведенные ранее и в отчетном сезоне. Целесообразным является нанесение границ обследованных памятников на землеустроительные планы.

г) Фотографическая фиксация памятника, сделанная с таким расчетом, чтобы фотоснимки наиболее полно и точно передавали особенности рельефа и топографическую ситуацию. При фотографировании деталей памятника необходимо использование масштабной рейки.

д) Сбор подъемного материала и составление описи с точной паспортизацией каждой находки.

5.4. Исследователь, производящий археологические разведки на основании Открытого листа формы № 2, имеет право для определения характера культурного слоя вновь открытого памятника или известного памятника, но не подвергавшегося раскопкам, производить на них небольшие земляные работы: зачистку обнажений, закладку разведочных шурфов. На памятниках, подвергавшимся раскопкам ранее, шурфовка в разведывательных целях без соответствующей аргументации запрещается. При производстве земляных работ в процессе разведки необходимо стремиться к минимальному нарушению культурного слоя, избегая вскрытия площадей и ограничиваясь зачисткой и фиксацией уже имеющихся обнажений: обрывов, осыпей, стенок ям, котлованов или других повреждений.

Целесообразно использовать естественно-научные методы археологической разведки.

5.5. Закладка разведочных шурфов допускается на поселениях, городищах и на местах предполагаемых грунтовых могильников. Шурфовка курганов, жальников или других выраженных наружно могильных комплексов воспрещается. Категорически запрещается закладывать шурфы на жилищных впадинах, на древних погребениях и других подобных объектах, если они визуально прослеживаются на поверхности.

5.6. В случае заложения разведочных шурфов число их для одного памятника не должно превышать трех, а общая площадь – 20 кв.м. Необходимость закладки большого числа поисковых шурфов должна быть специально оговорена и научно аргументирована.

Размеры шурфов определяются задачами исследования и характером памятника, во всех случаях они должны иметь площадь не менее 1 кв.м.

5.7. В случае обнаружения в разведывательных шурфах остатков жилищ, других древних строений и погребений нельзя нарушать их целостность, раскопки на этом месте следует прекратить и остатки постройки законсервировать, засыпав шурф землей.

5.8. Все разведочные шурфы и зачистки должны быть нанесены в масштабе на план исследуемого памятника и документированы фотографически и зафиксированы дневниковыми записями. Обязательно составление планов и стратиграфических профилей всех этих объектов (в масштабе не менее 1:20), независимо от наличия или отсутствия в них культурного слоя.

5.9. При исследовании наскальных изображений следует охватить всю территорию их распространения. Нельзя ограничиваться регистрацией и описанием некоторых наиболее эффектных фигур и композиций.

Не разрешается при копировании, фото- и графической фиксации наскальных рисунков обводить их для лучшей видимости мелом или чем-нибудь подобным.

5.10. После окончания разведочных работ все шурфы должны быть засыпаны, что должно быть документировано фотографически.

5.11. Весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый памятник, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись.

5.12. Проведение разведки картографируется. При сплошной разведке на карте замкнутой линией фиксируется участок разведки и разными значками все обследованные и ранее выявленные памятники археологии. При маршрутной разведке на карте документируется фактический маршрут обследования и все памятники археологии на нем. Памятники на картах нумеруются, расшифровка номеров дается в легенде к карте.



6. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ



6.1. Раскопки являются основной и важнейшей формой научного полевого изучения памятника археологии. Они имеют целью всестороннее исследование, точную фиксацию и научную оценку памятника. Раскопки предусматривают полную характеристику топографии и стратиграфии памятника, его культурного слоя, его сооружений, находимого на памятнике вещевого материала и пр.

6.2. Первостепенной задачей полевой археологии в настоящее время является сохранение археологического наследия для будущих поколений исследователей, что зафиксировано “Международной хартией по охране и использованию археологического наследия” (1990 г.) и “Европейской конвенцией по археологическому наследию” (1992 г.).

В этой связи раскопкам прежде всего подлежат памятники, которые будут разрушены при производственно-строительных работах, а также памятники, разрушаемые в процессе природных воздействий.

Кроме того, для производства раскопок избираются памятники археологии, которые могут дать существенные результаты, необходимые для решения фундаментальных научных тем.

6.3. Проведению стационарных раскопок памятника должны предшествовать детальное обследование как самого памятника, так и окружающей местности, а также обязательное составление инструментально выполненного топографического плана и всесторонняя фотофиксация памятника.

6.4. Выбор места для закладки раскопов на памятнике и определение их размеров диктуются задачами исследования, технической осуществимостью раскопок и другими факторами. При этом обязательно должны учитываться интересы сохранности памятника и отдаваться предпочтение раскопкам тех участков его, которым в наибольшей степени угрожает повреждение или уничтожение в результате природных процессов или хозяйственной деятельности.

6.5. Раскопки поселений и грунтовых могильников должны вестись большими площадями, гарантирующими возможность получения наиболее полной характеристики памятника. Раскопки памятников при помощи шурфов или траншей категорически воспрещаются. Запрещается закладка небольших раскопов над отдельными объектами – жилищными впадинами, жилыми площадками, могилами и т.п. Все они должны входить в границы общего раскопа, захватывающего и пространство между объектами.

6.6. Следует стремиться к заложению на одном памятнике минимального числа раскопов. Расширение раскапываемой площади необходимо вести по возможности путем прирезок к уже существующим раскопам. Запрещается оставлять между раскопами незначительные участки или полосы невскрытого культурного слоя, которые обрекаются на неизбежное естественное разрушение.

6.7. При необходимости закладки нескольких раскопов в разных частях памятника следует разбивать их по единой координатной сетке для обеспечения стыкования раскопов в дальнейшем. Такую сетку рекомендуется накладывать на весь памятник в начале работ. Необходима также увязка высотных отметок на всех раскопах, для чего на памятнике должен быть установлен единый репер, от которого производится нивелировка всех раскопов. Место расположения репера обязательно фиксируется на плане памятника.

6.8. Памятники, где имеется возможность получить дополнительную информацию методами естественных наук, должны изучаться с привлечением специалистов естественнонаучного профиля (почвоведов, геологов, геоморфологов, палеоботаников и т.п.).

6.9. Раскопки курганов производятся только со снятием всей насыпи и исследованием всего находящегося под насыпью пространства, а также ближайшей территории, на которой могут быть обнаружены ровики, присыпки, тризны, остатки древних пашен и т.п. Исследование курганных могильников с плохо выраженными, очень расплывшимися или перекрывающими друг друга насыпями должно вестись сплошной площадью, как исследование грунтовых могильников.

6.10. Исследования культурного слоя или погребений ведутся только ручным инструментом, использование в этих целях землеройных машин и механизмов категорически воспрещается. Такие машины могут применяться только для балластных работ (транспортировка отработанного грунта, удаление перекрывающего памятник стерильного слоя и т.п.).

6.11. Допускается использование землеройных машин при исследовании насыпей курганов до обнаружения погребений, могильных ям или других объектов. Снятие грунта скрепером или бульдозером должно производиться тонкими (не более 10 см) пластами с организацией непрерывного тщательного наблюдения за вскрываемой площадью и должно прекращаться при первом появлении признаков погребений, погребальных сооружений, ям, тризн и пр.

6.12. Раскопки древних поселений всех видов (стоянок, селищ, городищ) ведутся послойно по условным пластам и поквадратно с тщательным выявлением всех особенностей, присущих данному слою и поселению в целом. На послойных (пластовых) планах документируются все остатки построек, кострищ, очагов, ям, грунтовых пятен, и других объектов, а также расположение находок в координации со вскрытыми сооружениями. Глубины залегания выявляемых объектов и находок фиксируются с помощью нивелира или теодолита.

6.13. При раскопках памятников с многослойными культурными напластованиями последовательное углубление в надлежащие слои допустимо лишь после детального изучения верхних слоев на достаточно широкой площади и исчерпывающей их фиксации.

6.14. Исследование культурных отложений должно быть доведено до материка, если этому не препятствуют обнаруженные в раскопках строительные и архитектурные остатки первостепенного значения, сохранение которых представляется необходимым. При ведении охранных раскопок исследователь имеет право при научной необходимости сделать прирезку к раскопу, выходящему за пределы участка строительно-земляных работ для полного изучения археологических объектов.

6.15. При раскопках памятников, содержащих строительные и архитектурные остатки, работу необходимо вести так, чтобы эти остатки не нарушались и не разрушались до полного их выявления и всесторонней фиксации. В случае ведения систематических многолетних раскопок на одном памятнике с оставлением обнаруженных архитектурных остатков в открытом виде должны быть приняты меры к их охране и консервации.

6.16. При исследовании насыпей курганов должны быть обеспечены выявление и инструментальная фиксация всех находящихся в насыпи объектов (впускных погребений, тризн, отдельных находок и пр.), особенностей конструкции и состава самой насыпи, уровня погребенной почвы, наличия подсыпки, крепид или иных сооружений внутри насыпи, под ней или вокруг нее.

На планах раскопанных курганов документируются все прослойки и объекты, а не только погребения. При раскопках полностью или частично ограбленных погребений в графической документации должны фиксироваться местонахождения и глубины всех находок, в том числе и перемещенных, поскольку эти данные важны для воссоздания первоначального погребального комплекса.

6.17. Для ведения и фиксации стратиграфических наблюдений внутри больших раскопов могут оставляться бровки. При раскопках курганов при помощи техники оставляются одна или несколько параллельных (по направлению хода механизмов) бровок, в зависимости от величины и строения курганной насыпи. При раскопках курганов вручную оставляются две перпендикулярные бровки. При раскопках крупных курганов (свыше 20 м в диаметре) необходимо оставлять не менее двух-трех бровок с обязательной фиксацией наиболее информативных профилей всех их. Бровки обязательно разбираются после их чертежной и фотографической фиксации.

6.18. В процессе раскопок памятников всех типов обязательно производится нивелировка поверхности (раскопа, кургана) и всех объектов (сооружений, уровней полов, прослоек, очагов и пр., погребений, остатков тризн и пр.), а также важнейших находок от единой нулевой точки, связанной с репером памятника.

6.19. Обязательным в процессе раскопок является каждодневное ведение полевых дневников, в которые записываются все особенности строения культурных напластований и разные наблюдения. Дневниковые данные служат основанием для составления научного отчета. Дневник является обязательным и основным официальным полевым документом и не может быть заменен какими-либо иными записями.

6.20. Помимо дневниковых записей, все результаты раскопочных работ фиксируются чертежной и фотографической документацией. Все чертежи (планы и разрезы раскопов, стратиграфические профили, планы и профили курганов, планы и разрезы погребений и пр.) должны составляться непосредственно на месте работ и в максимальной степени воспроизводить все детали, в том числе такие как взаимное расположение слоев и сооружений и их отношение к высотным отметкам, состав, структура и окраска слоев, наличие грунтовых, золистых, угольных и иных пятен, распределение находок в плане раскопа, условия и глубина их залегания, положение костяка и вещей в могиле и т.п. Планы, разрезы и профили раскопов выполняются в едином масштабе не менее 1:20. Планы и разрезы погребений составляют в масштабе не менее 1:10. На планах погребений должны быть отражены все детали, зафиксированные в профиле.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение:519
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:17.06.13 00:37.Заголовок:6.21. Обязательной я..


6.21. Обязательной является фотофиксация всего процесса раскопок, начиная с общего вида памятника и его участка, избранного для изучения, раскопа на разных уровнях снятия слоя, а также всех вскрываемых объектов: погребений, сооружений и их деталей, стратиграфических профилей и пр.

6.22. Все полученные при раскопках вещевые находки, строительные материалы, остеологические, палеоботанические и другие остатки фиксируются дневниковыми записями и соответствующими чертежами и фотографиями.

6.23. Находки, полученные при раскопках, должны быть взяты для музейного хранения и дальнейшей научной обработки.

В коллекцию в обязательном порядке должны быть взяты:

а) Инвентари погребальных комплексов полностью.

б) Материалы из закрытых комплексов – помещений, землянок, колодцев, ям и т.п.

в) Все целые или подбирающиеся по кускам предметы.

г) Все индивидуальные находки.

д) Все нумизматические и эпиграфические находки.

е) Все находки, имеющие художественное значение.

ж) Находки, определяющие датировку раскопа, слоя и т.п.

з) Находки, определяющие культурную принадлежность памятника, его хозяйственную характеристику и т.п.

и) Все находки, полученные при раскопках памятников каменного и бронзового века.

к) Все непонятные предметы.

6.24. Все поступающие в коллекцию материалы должны быть внесены в полевую опись и снабжены паспортами с указанием года исследования и точного места происхождения каждого предмета или фрагмента (памятник, раскоп, квадрат, слой или пласт, глубина залегания, землянка, яма, погребение, и т.п.).

6.25. В зависимости от изученности и сохранности памятника и самого материала исследователь вправе отобрать часть находок, которая может быть оставлена на месте полевых работ. При этом отбор остеологических, антропологических находок и остатков металлургических производств должен производиться при участии специалистов, а при отсутствии таковых взят полностью.

6.26. Оставляемый на месте раскопа материал должен быть особенно подробно зафиксирован в дневнике. Его следует собрать в одном месте и закопать. Точное место зарытия отмечается на плане памятника.

6.27. По окончании раскопок исследователь обязан, если площадь раскопа не подлежит хозяйственному использованию, засыпать все сделанные на памятнике котлованы, удалить отвалы грунта, воссоздать почвенный слой и существовавший до начала раскопок ландшафт. В случае незавершения раскопа в силу объективных обстоятельств необходимо выполнить консервацию котлована и отдельных выявленных объектов, что должно быть всесторонне документировано и отражено в отчете.

6.28. При исследовании раскопками каменных могильников, жальников, могильных каменных оградок, дольменов и тому подобных объектов следует по возможности после раскопок восстановить эти сооружения в первоначальном виде. Это касается и древних каменных крестов, менгиров, культовых камней и проч. После исследования архитектурных остатков, в том числе каменных кладок, исследователь обязан принять меры к их консервации.

6.29. Восстановленный после раскопок участок памятника должен быть зафиксирован фотографически, и эта документация обязательно представляется в отчете.

6.30. Проводя раскопочные работы, исследователь обязан строго соблюдать правила техники безопасности, предусмотренные для земляных работ специальными инструкциями.



7. ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЛЕВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

7.1. Полный научный отчет о результатах полевых исследований текущего года должен быть представлен в Институт археологии РАН не позднее, чем за два месяца до получения нового Открытого листа и не позднее 30 апреля следующего года.

Отчеты, представленные позднее 30 апреля, рассматриваются, как правило, только после окончания полевого сезона.

7.2. Отчет должен полностью отражать все разведочные и раскопочные изыскания, проведенные в отчетном полевом сезоне. Если работы на некоторых памятниках или в регионах, названных в Открытом листе, по каким-либо причинам не производились, об этом должно быть сказано во введении к отчету.

7.3. Отчет должен содержать сведения о целях и задачах, стоящих перед исследователем, о степени их выполнения в отчетном сезоне, о связях выполненных работ с предшествующими изысканиями, об организации работ и их финансировании, об основных участниках экспедиционных работ и их функциях, о принятой методике исследований, о планах дальнейших изысканий (если таковые имеются) тех же памятников или регионов.

7.4. В отчете об археологических разведках должно содержаться:

а) Историографическое введение с информацией о всех ранее произведенных полевых исследованиях в регионе разведки.

б) Подробное описание маршрута или региона разведки с картой их детальной фиксации, а также всех памятников археологии, как обследованных, так и необследованных, но известных по литературе и архивным данным. Памятники на карте нумеруются, и к ней прилагается легенда с расшифровкой номеров.

в) Подробное описание каждого обследованного памятника, включающее его название, географическое положение, топографические особенности, его форму и размеры, если они определяются, характеристику культурного слоя и всего найденного археологического материала, включая пределы его распространения. В описании необходимо отразить сохранность памятника и сказать, открыт ли он впервые или был известен ранее (кем и когда выявлен и изучался).

г) Топографический план каждого обследованного памятника, а также ситуационный план местности, включающий округу памятника достаточную для характеристики геоморфологической ситуации. Оба плана должны иметь надежную топографическую привязку к постоянным ориентирам (в порядке дополнения могут использоваться данные спутниковой привязки), на них должна быть указана величина сечений горизонталей.

При закладке на памятнике шурфов и проведении зачисток все они должны быть точно и в масштабе зафиксированы на плане. В описаниях необходимо указать размеры шурфов и зачисток, описана стратиграфия.

д) Планы и профили всех шурфов и зачисток, независимо от наличия или отсутствия культурного слоя.

е) Полевые фотографии всех обследованных памятников.

ж) Фотографии или рисунки найденных во время разведки археологических материалов.

з) Полный перечень находок или полевая коллекционная опись.

7.5. Отчет об археологических раскопках должен содержать:

а) Полное описание исследуемого памятника, отражающее его название, географическое положение, топографические особенности, изученность, размеры, мощность и состояние культурного слоя и т.п.

б) Топографический план памятника, выполненный инструментальным способом. На нем должны быть обозначены в масштабе все раскопы, шурфы и траншеи, как заложенные в отчетном сезоне, так и сделанные в более раннее время. На плане фиксируется репер, от которого в процессе раскопок ведутся все нивелировочные замеры.

в) Характеристику методики раскопок с обоснованием её выбора.

г) Описание исследований поселений производится по раскопам, по слоям или пластам. Помимо характеристики всех особенностей культурных напластований подробно описываются все очаги, ямы, канавки и прочие объекты с указанием их местоположения, размеров, формы, ориентировки, структуры заполнения и т.п.

д) Описание распределения массового материала по площади раскопа (по пластам и по стратиграфическим слоям) с количественной характеристикой; первоначальная типологическая классификация материала.

е) Послойные или пластовые планы каждого раскопа, планы поверхности раскопа и материка с нивелировочными отметками, а также профили стенок котлована и промежуточных бровок.

На планах фиксируются все особенности строения культурного слоя, все выявляемые строения, а также все находки с указанием нивелировочных отметок их глубин. Планы и профили выполняются в одном масштабе, на профилях, как и на планах, обозначаются границы квадратов. На полях чертежей документируются разрезы ям и иных углублений.

Профили стенок раскопов должны отражать действительную стратиграфическую ситуацию. Не допустимы обобщенная стратиграфия (по нескольким профилям) и колонки, отражающие лишь части профиля.

ж) Обстоятельное описание всех выявленных в раскопе каменных, кирпичных, деревянных и иных сооружений, а также детальные планы каждого сооружения, разрезы, фасировки и иные архитектурные чертежи с нивелировочными отметками.

з) Описание раскопок могильников с подробными характеристиками каждого исследованного погребения или могилы, вне зависимости от сохранности и наличия или отсутствия антропологических остатков и находок.

и) Описание каждого погребального комплекса с полной характеристикой могильного сооружения, с указанием всех размеров и глубин, формы, конструктивных деталей и заполнения ямы. При этом обязательно описание положения и позы каждого погребенного, всего находящегося в могиле инвентаря с точным определением местоположения каждой вещи по отношению к скелету.

к) План могильника с фиксацией всех обнаруженных погребений с точным воспроизведением формы, размеров и ориентировки могильных ям.

л) План каждой исследованной могилы с нивелировочными отметками, на котором даны точные очертания могильной ямы, изображение скелета, всех элементов обрядности (подстилки, подушки, кострища, остатки гробов и проч.) и всех предметов. Находки нумеруются и в экспликации указывается, что скрывается под каждым номером. К планам могил прилагаются их разрезы, выполненные в том же масштабе. Линии разрезов отмечаются на планах.

м) Обязательны план и разрезы каждого кургана (выполняются в одном масштабе), с фиксацией всех особенностей строения насыпи, погребений и погребальных сооружений. На планах и профилях необходимы нивелировочные отметки, отражающие все особенности строения курганов и погребальных комплексов. Каждый разрез кургана описывается в отчете с указанием последовательности захоронений и создания насыпи.

н) Полевые фотографии исследуемых памятников, раскопов на разных стадиях их производства. Документируются фотографически все профили раскопов и разрезы курганных насыпей, все выявленные археологические строения, конструкции и иные объекты, все могилы и все погребения.

о) Рисунки и фотографии вещевых и иных находок.

7.6. В отчете должен находится Открытый лист, на основании которого велись полевые исследования, и документ о сдаче на хранение археологической коллекции и полевой документации.

Если к моменту сдачи отчета работа над коллекцией не была завершена, то об этом необходимо представить справку учреждения, производившего экспедиционные работы, с указанием предполагаемого времени и места сдачи коллекции. Документ о сдаче коллекции на государственное хранение в таком случае должен быть представлен в срок, указанный в названной справке.

7.7. Требования к оформлению отчетов:

а) На титульном листе должны быть обозначены полное наименование учреждения, производившего полевые исследования, и фамилия автора. За титульным листом в отчете следует краткая аннотация и оглавление.

Отчет должен быть подписан автором, утвержден руководителем учреждения и скреплен печатью.

В случаях, когда в полевых работах и составлении отчета кроме лица, получившего Открытый лист, принимали участие другие археологи, их участие должно быть отмечено в вводном разделе отчета; на титульном листе фамилии этих лиц ставить не следует.

б) В Институт археологии РАН представляется первый экземпляр отчета в виде переплетенного (книжного типа) машинописного текста напечатанного через два интервала на одной стороне листа со сквозной нумерацией, начиная с титульного листа.

Карты, чертежи, рисунки и фотографии переплетаются вместе с текстом или сводятся в специальный альбом. Формат последнего не должен превышать 45 х 32 см. Отчет должен быть тщательно и аккуратно оформлен и подготовлен к постоянному хранению и использованию в Институте археологии РАН.

в) Чертежи в отчете должны быть выполнены тушью на чертежной или миллиметровой бумаге или представлены в виде фотографий, ксерокопий и т.п. При фото- или ксерокопировании необходимо обращать внимание на то, чтобы все детали графики, цифры и надписи были ясно различимы, не допуская излишнего уменьшения и недостаточной четкости их. Крупномасштабные чертежи, не подлежащие уменьшению, складываются до размера альбома или текста отчета. Представление чертежей в рулонах не допускается.

г) Каждый чертеж (карта, план, профиль и проч.) должен быть снабжен расшифровкой всех условных обозначений и линейным масштабом (с цифровым значением его делений). На всех планах и картах необходима ориентировка по странам света. Линейное обозначение масштаба необходимо на всех рисунках и фотографиях находок, включая случаи, когда они выполнены в натуральную величину.

д) Не допускается компоновка иллюстративных материалов в альбоме по категориям: чертежи, фотографии, рисунки и проч. Иллюстрации должны быть расположены по объектам исследования, в той последовательности, в какой они описываются в тексте. Между текстом и альбомом отчета должна существовать прочная связь в виде отсылок в тексте на все таблицы и рисунки внутри таблиц.

е) Все таблицы альбома должны быть пронумерованы и снабжены объяснительными подписями. В них должны содержаться полное наименование изображенного предмета, названы памятник, раскоп, слой или пласт, квадрат, погребение и т.п. В подписях под полевыми фотографиями кроме названия снимка следует указывать направление съемки. Общий список иллюстративного материала не может заменять подрисуночных подписей.

7.8. Копии научного отчета могут представляться в учреждение, организовавшее археологические разведки или раскопки, в музей или другое учреждение, куда передаются коллекции, а в случае проведения археологических работ на средства строительных или хозяйственных организаций – и в эти организации по их требованию.

В Государственные органы учета и охраны историко-культурного наследия копии отчетов могут быть переданы, если эти организации финансируют производство археологических изысканий. В других случаях эти учреждения могут заказывать изготовление копий отчета в Институте археологии РАН с соответствующей оплатой. Учреждения, в которые поступают копии научных отчетов, должны гарантировать невозможность их использования при нарушении авторского права.



8. ЭКСПЕРТИЗА НАУЧНЫХ ОТЧЕТОВ

8.1. Отчеты, представленные в Институт археологии РАН, передаются на рецензирование археологам соответствующего профиля и затем рассматриваются Научным советом по полевым исследованиям, в состав которого входят ведущие археологи из разных археологических учреждений России. На экспертизу отчетов отводится не более двух месяцев (если только отчет не прислан после 30 апреля).

8.2. По каждому отчету Научный совет по полевым исследованиям дает заключение с изложением замечаний и оценкой полевой деятельности и отчетности. В зависимости от качества ведения раскопок и разведок, а также содержания и оформления отчета, он может быть:

а) Утвержден без замечаний.

б) Утвержден с рекомендательными замечаниями.

в) Утвержден с критическими замечаниями.

г) Принят с отсрочкой утверждения после представления дополнительных материалов (описаний, чертежей, фотографий и т.п.).

д) Возвращен на доработку автору.

е) Признан неудовлетворительным.

8.3. В случае возвращения отчета автору на исправление и доработку новый вариант его должен быть представлен в Институт археологии РАН не позднее, чем через два месяца.

К исправленному отчету должна быть приложена объяснительная записка, в которой автор обязан отметить, какие указанные в отзыве недостатки им исправлены (с указанием страниц, номеров таблиц и т.п.), какими документами отчет дополнен и т.п. По поводу всех тех критических замечаний, которые автор не смог учесть при доработке отчета, должны быть даны объяснения.

8.4. Пересмотр неудовлетворительной оценки возможен только в том случае, если автор сразу же по получении заключения по отчету представит в Институт археологии РАН для просмотра подлинную полевую документацию (дневники, полевые чертежи, фотопленки и т.п.). Если последняя свидетельствует о качественном выполнении полевых работ, а неудовлетворительная оценка отчета обусловлена недобросовестным отношением автора к его написанию и оформлению, то может быть принято решение о написании исследователем нового отчета.

8.5. Заключение Научного совета по полевым исследованиям направляется руководителю учреждения, проводившего экспедиционные работы, и автору отчета.

8.6. Неудовлетворительная оценка отчета может быть основанием для отказа автору в получении нового Открытого листа или в понижении его формы.

При повторном представлении неудовлетворительного отчета новый Открытый лист (соответствующей формы) не может быть выдан.



9. ПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЧЕТАМИ О ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ДЛЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

9.1. С момента поступления Отчета об археологических исследованиях на постоянное хранение в Институт археологии РАН он должен быть доступен для ознакомления. Таким образом, результаты археологических изысканий частично вводятся в научный оборот.

Автор отчета или учреждение, производившее археологические работы, не могут запретить ознакомление с отчетными материалами.

9.2. Ознакомление с отчетами, хранящимися в Институте археологии, разрешается его дирекцией на основании официального запроса соответствующего по профилю учреждения или организации.

9.3. Отчеты о полевых исследованиях являются научными произведениями, на которые распространяется авторское право. При любом использовании материалов научных отчетов (не в виде публикации) в научной или иной работе обязательна соответствующая ссылка на отчет. За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон об авторском праве и смежных правах. 1995. Статьи 48–50).



Отдел полевых исследований

Института археологии РАН





Приложение

Требования к оформлению научных отчетов о полевых археологических исследованиях

(утверждены Главным архивным управлением в “Основных правилах работы ведомственных архивов” (1986 г.), Постановлением Президиума РАН “Об утверждении нормативных актов о совершенствовании архивного дела в Российской академии наук” № 125 от 21.06.94 г., решением Правительства Российской Федерации “О мерах по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования архивных документов” от 25 ноября 1999 г.)



1. Текст должен быть оформлен по требованиям ГОСТ 7.32-91 (п.4.1.2), то есть размеры полей должны быть: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

2. Нумерация страниц должна быть сквозной, начиная с первого листа, идущего за форзацем.

3. Открытый лист и документ о передаче находок на государственное хранение следует располагать в конце отчета.

4. Отчет свыше 250 страниц необходимо делить на тома: текстовая и иллюстративная части отдельно, чертежи большого формата складывать по стандарту в отдельную папку. При размерах чертежей больше формата А3 их необходимо разделить на несколько.

5. Отчет должен подаваться на бумаге соответствующего качества, чтобы листы не слипались.

6. Клеевые работы необходимо проводить клеем ПВА, поскольку из всех общедоступных видов клеев только он отвечает всем необходимым требованиям (не разрушает бумагу, не подвергается бактериальному разложению, не усыхает со временем). Клей нужно наносить по всему периметру, а не в отдельных точках.

7. Не допускается использование при оформлении отчетов скотча или липкой ленты.

8. Не допускается использование в качестве приложений к отчетам слайдов, так как они осложняют работу как читателей, так и сотрудников архива. Кроме того, срок их хранения – ограничен.

9. Поскольку качество цветных фотографий, проявленных экспресс-способом, со временем ухудшается, желательно представлять электронную версию фотографий (формат tif, разрешение не менее 150 dpi).

10. При переплете не допускаются любые металлические крепления, поскольку при соприкосновении с бумагой любой металл подвергается коррозии, что в итоге приводит к порче материала.

11. Не допускаются пластиковые спиральные канцелярские переплеты, так как они рассчитаны на срок не более двух лет.

12. Аннотация к отчету должна представлять собой реферат, оформленный в соответствии с ГОСТом 7.32-91 и ГОСТом 7.9. В отчете должно содержаться оглавление с указанием страниц, а также информация об его комплектности (количество томов текста, приложений и альбомов с иллюстрациями).

13. В дополнение к отчету желательно прилагать его полную электронную версию. Текст записывается в формате doc или rtf (шрифт Times New Roman), иллюстрации, фотографии и чертежи – в формате tif (разрешение для штриховой графики не менее 600 dpi). Допускается использование формата pdf. Подавать электронную версию желательно на CD дисках, но допускаются и floppy-disk.

Электронный вариант отчета является только дополнением к основному, на бумажном носителе.



Научно-отраслевой архив

Института археологии РАН

click here

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение:528
Зарегистрирован:24.02.13
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:17.06.13 01:02.Заголовок:Коррупция в выдаче Открытых Листов


From IgorB

Коррупция в выдаче Открытых Листов

Привожу текст письма членов Полевого комитета ИА РАН. Безусловно, я подписываю это обращениие. Подписать письмо вживую можно в ОПИ ИА РАН.

Уважаемые друзья, сейчас можно "купить" Открытый лист у чиновников. Цена вопроса - 30.000 рублей - быстро, 50.000 рублей - немедленно. Докатились, блин!

С начала 2011 года около 70 Открытых листов было выдано непонятно кому. При этом под надуманными предлогами профессиональным археологам забесплатно и законно выдачу листов задерживают, либо просто не выдают. Мне кажется, что копия этого письма с указанием конкретных виновных чиновников должна быть направлена и в Прокуратуру РФ от имени Института Археологии РАН.

Николай Андреевич Макаров также пытается эту дикую ситуацию прекратить. Давайте ему поможем.

Игорь Александрович Бойцов
Над нами нет начальников, мы вправе иметь своё собственное мнение и никого не бояться - Бойцов

27 апреля 2011 г.
Президенту Российской Федерации
Дмитрию Анатольевичу Медведеву

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, археологи России, профессионально занимающиеся изучением её многотысячелетнего культурного наследия в рамках деятельности научно-исследовательских институтов, учреждений образования и культуры, вынуждены обратиться к Вам с письмом в связи с крайне тяжелой ситуацией, сложившейся в области полевой археологии. Введенный полтора года назад новый порядок выдачи разрешительных документов (Открытых Листов) на проведение археологических исследований на территории РФ внес дезорганизацию в нашу практическую работу.
Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. была утверждена «Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия». В соответствии с пунктом 5.4.1 Положения о Федеральной службе (№ 407) ей было передано право на выдачу Открытых Листов, которое было закреплено в Положении от 3 февраля 2009 г. (№ 15). Выдачей Открытых листов стали заниматься неспециалисты, далекие от археологической науки и вопросов, всегда находившихся в ведении научного сообщества.
В итоге прежняя система заменена чисто бюрократическим делопроизводством с минимальным учетом отраслевой специфики, что нашло отражение в следующем:
1) от заявителя требуется избыточный пакет документов, в части которых повторяется одна и та же формальная информация;
2) без согласования со специалистами введено неполное и громоздкое определение форм и видов археологических работ, не всегда учитывающее их особенности, цели и задачи;
3) установленный срок действия Открытых листов в течение года (365 дней) с момента их выдачи вместо календарного года (по 31 декабря) внес путаницу в порядок сдачи отчетов и получения новых разрешений;
4) действие Открытого листа необоснованно, без согласования с РАН порой продлевается на длительный срок по усмотрению чиновников, невзирая на существующие правила отчетности.
5) В ряде случаев Открытые Листы выдавались и продолжают выдаться лицам, не подготовленным к проведению научных исследований. В то же время в получении права вести самостоятельную полевую деятельность нередко отказано начинающим археологам. Тем самым нарушена сложившаяся многолетняя практика подготовки молодых научных кадров под руководством опытных специалистов.
Выдача Открытых Листов перестает быть связанной с качеством проведенных исследований и научным отчетом о них. Объективную оценку качества работ и отчетов дает экспертный коллегиальный орган – Межрегиональный Научный Совет по Полевым археологическим исследованиям при Отделении истории и филологии РАН. Однако «Заключение» Совета – документ, на основании которого должна осуществляться выдача Открытых листов, по существующему в настоящее время порядку носит рекомендательный характер и зачастую игнорируется чиновниками.
Изменение всего порядка выдачи Открытых листов имеет крайне отрицательные правовые последствия. Участились случаи вынужденных или преднамеренных работ на объектах археологии без разрешительных документов, а, следовательно, без сдачи научных отчетов в ГосАрхив и коллекций находок в музейные фонды. На местах возникает соблазн вводить свои «Разрешения». Этот своего рода вынужденный сепаратизм ведет к разрушению единого культурного и научного пространства Российской Федерации, целостность которого в немалой степени обеспечивалась всеобъемлющим контролем из единого федерального научно-методического центра и наличием Научного Государственного Архива как единого банка данных о всех проведенных за полтора века археологических работах.
09.02.2011 г. Росохранкультура была упразднена, а её функции переданы Министерству культуры Российской Федерации, что в принципе не изменило сложившейся в настоящее время ситуации.
Уважаемый, Дмитрий Анатольевич! Мы убедительно просим Вас учесть мнение археологического сообщества, основанное на более чем 150-летней практике археологических исследований в России. Мы настаиваем на подключении Российской Академии Наук к выдаче Открытых листов с последующим их утверждением Министерством культуры. Считаем необходимым ввести этот порядок незамедлительно еще до разработки соответствующих подзаконных актов. Это оправданно, поскольку памятники археологии являются не просто объектами культурного наследия, находящимися в формальном ведении Министерства культуры, но и важнейшими и невосполнимыми источниками научной информации. Поэтому ответственность за качество их исследования закономерно возложена на РАН, где собраны основные научные кадры.
Наши общие усилия должны способствовать совершенствованию охраны культурных ценностей, пресечению неквалифицированных и незаконных раскопок (в том числе грабительских), уничтожающих великое историческое наследие России.
С уважением
археологи Российской Федерации
27 апреля 2011 г.





27 апреля 2011 г.
Премьер министру Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Мы, археологи России, профессионально занимающиеся изучением её многотысячелетнего культурного наследия в рамках деятельности научно-исследовательских институтов, учреждений образования и культуры, вынуждены обратиться к Вам с письмом в связи с крайне тяжелой ситуацией, сложившейся в области полевой археологии. Введенный полтора года назад новый порядок выдачи разрешительных документов (Открытых Листов) на проведение археологических исследований на территории РФ внес дезорганизацию в нашу практическую работу.
Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. была утверждена «Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия». В соответствии с пунктом 5.4.1 Положения о Федеральной службе (№ 407) ей было передано право на выдачу Открытых Листов, которое было закреплено в Положении от 3 февраля 2009 г. (№ 15). Выдачей Открытых листов стали заниматься неспециалисты, далекие от археологической науки и вопросов, всегда находившихся в ведении научного сообщества.
В итоге прежняя система заменена чисто бюрократическим делопроизводством с минимальным учетом отраслевой специфики, что нашло отражение в следующем:
1) от заявителя требуется избыточный пакет документов, в части которых повторяется одна и та же формальная информация;
2) без согласования со специалистами введено неполное и громоздкое определение форм и видов археологических работ, не всегда учитывающее их особенности, цели и задачи;
3) установленный срок действия Открытых листов в течение года (365 дней) с момента их выдачи вместо календарного года (по 31 декабря) внес путаницу в порядок сдачи отчетов и получения новых разрешений;
4) действие Открытого листа необоснованно, без согласования с РАН порой продлевается на длительный срок по усмотрению чиновников, невзирая на существующие правила отчетности.
5) В ряде случаев Открытые Листы выдавались и продолжают выдаться лицам, не подготовленным к проведению научных исследований. В то же время в получении права вести самостоятельную полевую деятельность нередко отказано начинающим археологам. Тем самым нарушена сложившаяся многолетняя практика подготовки молодых научных кадров под руководством опытных специалистов.
Выдача Открытых Листов перестает быть связанной с качеством проведенных исследований и научным отчетом о них. Объективную оценку качества работ и отчетов дает экспертный коллегиальный орган – Межрегиональный Научный Совет по Полевым археологическим исследованиям при Отделении истории и филологии РАН. Однако «Заключение» Совета – документ, на основании которого должна осуществляться выдача Открытых листов, по существующему в настоящее время порядку носит рекомендательный характер и зачастую игнорируется чиновниками.
Изменение всего порядка выдачи Открытых листов имеет крайне отрицательные правовые последствия. Участились случаи вынужденных или преднамеренных работ на объектах археологии без разрешительных документов, а, следовательно, без сдачи научных отчетов в ГосАрхив и коллекций находок в музейные фонды. На местах возникает соблазн вводить свои «Разрешения». Этот своего рода вынужденный сепаратизм ведет к разрушению единого культурного и научного пространства Российской Федерации, целостность которого в немалой степени обеспечивалась всеобъемлющим контролем из единого федерального научно-методического центра и наличием Научного Государственного Архива как единого банка данных о всех проведенных за полтора века археологических работах.
09.02.2011 г. Росохранкультура была упразднена, а её функции переданы Министерству культуры Российской Федерации, что в принципе не изменило сложившейся в настоящее время ситуации.
Уважаемый, Владимир Владимирович! Мы убедительно просим Вас учесть мнение археологического сообщества, основанное на более чем 150-летней практике археологических исследований в России. Мы настаиваем на подключении Российской Академии Наук к выдаче Открытых листов с последующим их утверждением Министерством культуры. Считаем необходимым ввести этот порядок незамедлительно еще до разработки соответствующих подзаконных актов. Это оправданно, поскольку памятники археологии являются не просто объектами культурного наследия, находящимися в формальном ведении Министерства культуры, но и важнейшими и невосполнимыми источниками научной информации. Поэтому ответственность за качество их исследования закономерно возложена на РАН, где собраны основные научные кадры.
Наши общие усилия должны способствовать совершенствованию охраны культурных ценностей, пресечению неквалифицированных и незаконных раскопок (в том числе грабительских), уничтожающих великое историческое наследие России.
С уважением
археологи Российской Федерации
27 апреля 2011 г.

click here

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерациявкл,правканет