On-line: гостей 3. Всего: 3 [подробнее..]
Наш девиз: Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности!

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1218
Зарегистрирован: 24.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.17 22:19. Заголовок: О совершенствовании уголовной ответственности за оборот государственных наград Российской Федерации


О совершенствовании уголовной ответственности за оборот государственных наград Российской Федерации

[img]http://отрасли-права.рф/file/082651justice_39.jpg[/img] Впервые уголовная ответственность за незаконный оборот государственных наград в СССР была введена Указом Президиума Верховного Совета (далее - Президиум ВС СССР) от 02.05.1943. Наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет предусматривалось за продажу или передачу в виде подарка ордена, медали или нагрудного знака другому лицу, а также за их незаконное присвоение и ношение. В качестве дополнительного наказания выступало лишение виновного награды <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президиума ВС СССР от 02.05.1943 "Об ответственности за незаконное награждение орденами и медалями СССР и нагрудными знаками, за присвоение орденов, медалей и нагрудных знаков и передачу их награжденными лицами другим лицам". URL: http://base.consultant.ru.

Однако введенная норма практически не применялась, в 1960 году была исключена из уголовного законодательства <2> и повторно была введена лишь к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне <3>.
--------------------------------
<2> Указ Президиума ВС СССР от 19.12.1960 "О признании утратившими силу законодательных актов СССР в связи с принятием Закона о судоустройстве РСФСР". URL: http://www.lawrussia.ru.
<3> Указ Президиума ВС СССР от 05.03.1985 N 1989-XI "Об ответственности за незаконные действия по отношению к государственным наградам СССР". URL: http://www.lawrussia.ru.

При этом незаконные действия, совершенные в отношении государственных наград РСФСР, не образовывали новый состав ст. 194.1 Уголовного кодекса, а влекли административную ответственность <4>.
--------------------------------
<4> Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984). URL: http://base.consultant.ru.

Преступления, связанные с незаконным оборотом государственных наград всегда инициировали общественный резонанс. Наиболее острую реакцию вызывают уголовно наказуемые деяния, совершенные с целью хищения (особенно с применением насилия в отношении фронтовиков) государственных наград времен Великой Отечественной войны.
Вместе с тем в настоящее время норма об ответственности за незаконные приобретение или сбыт государственных наград "в чистом виде" применяется редко и в большинстве случаев образует совокупность с преступлениями против собственности. Так, Р., находясь на территории домовладения Ф.И.О.1, обнаружив отсутствие хозяев, решила совершить кражу из жилого дома. Убедившись, что за ее действиями никто не наблюдает, Р. незаконно проникла в дом, где в одном из шкафов обнаружила денежные средства в сумме 30000 рублей, а также шкатулку, из которой извлекла орден "Трудовой славы" III степени, и скрылась с похищенным имуществом с места преступления. Действия Р. квалифицированы судом по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 324 УК РФ <5>.
--------------------------------
<5> Приговор от 18.11.2015 N 1-Р15/2015 по делу N 1-Р15/2015. URL: http://sudact.ru.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения российских граждан за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством <6>.
--------------------------------
<6> Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // Российская газета. 15.09.2010. N 207.

Законодательного определения государственных наград СССР не существовало, однако их перечень и описание (статуты) содержатся в Указе Президиума ВС СССР "Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР" <7>. В этом же документе указано, что ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом.
--------------------------------
<7> Указ Президиума ВС СССР от 03.07.1979 "Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР". URL: http://docs.cntd.ru.

Почетная грамота Президиума ВС РСФСР и почетные звания РСФСР являются государственными наградами Российской Советской Федеративной Социалистической Республики за особые заслуги в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве, укреплении обороны страны <8>.
--------------------------------
<8> Указ Президиума ВС СССР от 27.01.1983 "Положение о государственных наградах РСФСР". URL: http://russia.bestpravo.com.

Под незаконным приобретением государственных наград следует понимать получение государственных наград любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и т.д.
Незаконным сбытом следует признать деятельность, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга и т.д.) другому лицу.
Так, например, в соответствии со ст. 37 Указа Президиума ВС СССР от 03.07.1979, с согласия наследников умершего или посмертно награжденного его награды и документы о награждении по решению военного командования, принятому в порядке, определяемом Министерством обороны, могут быть переданы для экспонирования и хранения музеям истории войск военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов и т.д. <9>.
--------------------------------
<9> Указ Президиума ВС СССР от 03.07.1979 "Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР". URL: http://docs.cntd.ru.

05.05.2016 депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым в законодательный орган страны представлен законопроект N 1062561-6, согласно которому диспозицию ст. 324 УК РФ после слов "РСФСР, СССР" предлагается дополнить словами "в том числе посредством сети Интернет" <10>.
--------------------------------
<10> Законопроект N 1062561-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации". URL: http://asozd2.duma.gov.ru.

Вместе с тем указанное предложение авторов проекта закона вряд ли можно признать бесспорным. Исходя из толкований закона <11> и сложившейся правоприменительной практики <12> приобретение, как и сбыт, могут осуществляться в любой форме и с использованием любых средств. Таким образом, конкретизация способа совершения преступления "посредством сети Интернет" представляется излишней.
--------------------------------
<11> См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова, Г.А. Есаков и др.; М., 2013. С. 813.
<12> См., напр.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Российская газета. 28.07.2006. N 137.

Кроме того, инициаторами законопроекта не учтена необходимость единообразного и точного применения понятий, используемых в уголовном законе (в настоящее время в нормах УК РФ (ст. ст. 171.2, 228.1 УК РФ и др.) используется устоявшаяся формулировка "информационно-телекоммуникационная сеть Интернет).
Конкретизация способа совершения преступления могла бы быть оправдана в случае предложения авторами законопроекта установления повышенной ответственности за использование возможностей глобальной информационной сети при совершении незаконного приобретения или сбыта государственных наград.
Таким образом, анализируемый законопроект вряд ли обеспечит достижение целей противодействия преступлениям, предусмотренным ст. 324 УК РФ.
Вместе с тем возникает вопрос о целесообразности существования в действующем виде уголовно-правового запрета на приобретение или сбыт государственных наград.
Диспозиция ст. 324 УК РФ построена таким образом, что негативные последствия привлечения к уголовной ответственности будут претерпевать и лицо, похитившее государственную награду при совершении разбойного нападения, и лицо, ее приобретающее в коллекционных целях.
В настоящее время первоочередной целью приобретения государственных наград РСФСР, СССР и России является их коллекционирование и экспонирование.
Возможность получения льгот по незаконно приобретенному ордену или медали представляется малоперспективной. При оформлении указанных преференций будет совсем недостаточно иметь сам знак и даже орденскую книжку (с внесенными недостоверными сведениями о ее владельце), поскольку необходимо предъявление целого ряда дополнительных документов (военного билета, выписки из приказов о направлении на службу и др.).
Стоит отметить, что в большинстве стран мира купля-продажа государственных наград разрешена <13>.
--------------------------------
<13> Позова О.Г. Уголовная ответственность за незаконный оборот официальных документов и государственных наград в зарубежном законодательстве // Общество и право. 2010. N 5. С. 122 - 124.

Не совсем логичным представляется и выделение в качестве предмета преступления исключительно советских и российских государственных наград. Ордена и медали Российской империи находятся в свободном обращении и зачастую обладают гораздо большей стоимостью на "черном" рынке, по сравнению с наградами РФ, СССР, РСФСР. К примеру, Медаль в память сооружения в Москве памятника императору Александру II стоит более 300000 рублей, а стоимость Георгиевских крестов III - IV доходит до 1000000 рублей <14>.
--------------------------------
<14> Форум Фалеристика. URL: http://forum.faleristika.info.

Таким образом, само по себе приобретение или сбыт государственных наград в целях коллекционирования не обладает степенью общественной опасности, требующей уголовно-правового регулирования.
В настоящее время хищение некоторых видов наград нередко квалифицируется по ст. 164 УК РФ. Так, приговором Промышленного районного суда г. Курска Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 164 УК РФ. В судебном заседании установлено, что Б. во время совершения кражи принадлежащего Ф.И.О. имущества из ее жилища, обнаружив награды: "Георгиевский крест" и медаль "За храбрость", являющихся наградами Российской империи 1913 - 1917 гг. и по своему определению памятником российской фалеристики, отражающим художественный уровень и особенности медальерного искусства императорской России на определенном этапе ее истории, дающие сведения научно-исторического характера и имеющие особую культурно-историческую ценность, тайно похитил указанные награды <15>.
--------------------------------
<15> Приговор Промышленного районного суда г. Курска от 30.06.2015 N 1-122/2015. URL: http://sudact.ru.

Подобный пример квалификации деяния вполне обоснован, что обусловлено давностью производства подобных наград, их редкостью и значимостью для истории нашей страны.
Вместе с тем судебной практике известны случаи, когда и хищения государственных наград СССР, более распространенных, чем награды Российской империи, квалифицировались по ст. 164 УК РФ. В судебном заседании по обвинению А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 164 УК РФ, установлено, что последняя в середине апреля 2014 г., находясь в квартире Б., воспользовавшись отсутствием хозяина квартиры, тайно похитила: орден Красной звезды, медаль "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., медаль "За оборону Сталинграда", медаль "За отвагу", имеющие особую историческую ценность и культурное наследие <16>.
--------------------------------
<16> Приговор Ленинского районного суда г. Махачкалы от 17.07.2014 по делу N 1-315/14. URL: https://rospravosudie.com.

Однако если награды, сохранившиеся в настоящее время в небольшом количестве, представляют ценность для истории и культуры всей страны, то для большинства российских граждан награды, являющиеся, по сути, семейными реликвиями, имеют особое значение, вне зависимости от их распространенности. Для потомков участников Великой Отечественной войны, а тем более для самих ветеранов полученные ими награды бесценны, а вопрос о количестве аналогичных награждений абсолютно не интересен.
Таким образом, при хищении предметов, имеющих особую историческую и иную ценность, невосполнимый ущерб, причиняемый стране, вполне обоснованно можно сопоставить вреду, наносимому отдельно взятому лицу в случае, например, кражи принадлежащих ему государственных наград.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о равнозначной степени общественной опасности хищения предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность и государственных наград.
Кроме того, исходя из того, что приобретение государственных наград, как отмечалось выше, представляет собой любой способ их получения, а специальной нормы, предусматривающей ответственность за хищение таких предметов (как в случае с официальными документами), в уголовном законе не предусмотрено, действия, связанные с незаконным изъятием и (или) обращением таковых, должны квалифицироваться по ст. 324 УК РФ.
Подобной позиции придерживается не только теория <17>, но и практика <18>.
--------------------------------
<17> См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова, Г.А. Есаков и др. М., 2013. С. 813.
<18> Приговор от 18.11.2015 N 1-Р15/2015. URL: http://sudact.ru.

При этом форма хищения, исходя из тех же положений, в случае если преступное деяние направлено именно на завладение государственными наградами для квалификации по ст. 324 УК РФ значения не имеет. Вместе с тем санкция указанной статьи предусматривает максимальное наказание в виде ареста сроком до трех месяцев, что не сопоставимо с наказаниями, предусмотренными за любую из форм хищения.
Таким образом, необходимо внести изменения в действующую ст. 164 УК РФ, изложив ее в следующем виде (редакция примерная):
"Статья 164. Хищение государственных наград или предметов, имеющих особую ценность
1. Хищение государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, наград Российской империи, а равно предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения - наказываются...".

Список использованной литературы

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 888 с.
2. Позова О.Г. Уголовная ответственность за незаконный оборот официальных документов и государственных наград в зарубежном законодательстве // Общество и право. 2010. N 5. С. 122 - 124.

[url=http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21450]click here[/url]

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 49
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет